Пятница, 28.07.2017, 11:47
 
Начало Форум Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
[ Новые сообщения · Мини-чат · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Тарасовский форум » Основные форумы » Жизнь Тарасовки » Станица Митякинская (История образования станицы)
Станица Митякинская
lexxДата: Воскресенье, 09.11.2008, 19:06 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 295
Репутация: 2
Статус: Offline
Станица Митякинская – одна из старейших станиц на Северском Донце. В
середине 16 века крымские татары сожгли находившийся здесь стан казачьего
атамана Мотляка. Согласно преданию от него и получил название городок,
впервые упоминаемый в 1571 году. Однако в тех местах люди селились с
глубокой древности. В юрте станицы, близ хутора Головского, Средне-
Дубовского, Еланского находили медные стрелы, древние монеты, статуэтку
из желтого металла. В юрте было древнее городище Митякин кладезь.

Первое место для поселения оказалось неудачным и в 1697 году казаки
перебрались на нынешнее место. Занимавшиеся сыском беглых на Дону в
1703 году стольники Михаил Пушкин и Максим Кологривов доносили царю
Петру Первому, что в городке Митякине живет 95 человек.
Когда станица значительно расстроилась, в ней было две части: Песковатка и
Сукачевка. Вокруг станицы выросли хутора Сибилев, Власов, Зеленовка,
Полесны, Камышиный, Таловский, Тишанский и др.
Казаки занимались преимущественно земледелием, овцеводством,
обработкой овечьей шерсти, а также разводили рогатый скот, лошадей. В
начале 20 века сложилось сельскохозяйственное общество, проявлявшее
заботу о повышении урожайности полей, ведение агрокультуры. Ежегодно
устраивались две ярмарки: Алексеевская 14-17 марта , десятипятницкая – пять
дней до десятой пятницы после Пасхи, продолжительностью 14 дне …
Ярмарки устраивались на хуторах Чеботовском (Воздвиженская, 9-12 сентября,
Тихвинская (Григорьевская), 9-12 марта. На ярмарке шла бойкая торговля
скотом, лошадьми, разными товарами. Кроме станичного правления, имелось
почтовое отделение, приемный покой на пять кроватей.
Дети посещали одноклассное приходское училище и женское училище
третьего разряда. Одноклассные училища были в хуторах Власове, В-Митякинском,
Колодезном, Сибилеве, Терновском.
Станица быстро росла. В 1763 году – 368 дворов, 1476 жителей. В 1800
году 452 двора и 4189 жителей, в 1893 году – 19480 жителей, в 1912 году 27 678
жителей.
С 1730 года упоминалась православная деревянная Христорождествен-
ская церковь, когда она обветшала в 1783 году заложили каменную, двухпрестольную,
с пределом в честь Параскевы Пятницы. Эту святую митякинцы особо чтили, в
храме имелась явленная икона. Согласно преданию, в 1727 году когда свиреп-
ствовала моровая язва, две девушки, проходя по лесу, увидели на дереве икону
Параскевы Пятницы. Услышали голос: «Идите в деревню и скажите священнику
и народу, чтобы они с этой иконой обошли вокруг станицы». Так было и сделано.
Впоследствии ежегодно устраивали крестный ход в десятую пятницу после Пасхи
в часовню на месте явления иконы. Иконы отправили в Воронеж, а копия осталась
в станице. В ризнице церкви имелось:
Служебник – 1725 года.
Требник – 1732 года
Минея месячная – 1724 года
Евангелие учительское – 1697 года.
Проповеди Гедеоновы – 1706 года.
Пролог – 1626 года.
Устав церковный 1713 года.
В 1859 году построили Успенский храм в хуторе Чеботовском, а в 1870
году Вознесенскую церковь в Таловском. В ?.875 г. Кресто-Воздвиженскую
церковь в хуторе Роговском.
Подлинным бичом для донских станиц были пожары. Не миновала
такая напасть и митякинцев. В 1852 году пожар уничтожил 90 дворов и станичное
правление. 30 сентября 1867 года выгорело более 70 дворов, 12 июля 1882 года
12 дворов, 28 мая 1885 года сгорела ярмарка, 40 лавок с товаром.
Среди станичников было много носителей старинных фамилий, нередко
образованных от прозвищ их первых обладателей. Общительного казака
называли Дружилиным, Шепелев имел сиплый голос. Высоким и тощим был
Бацемакин (пермское «бацемана» - длинная жердь). Невысокий, приземистый казак
получил фамилию Карнач. и т.д.

Библиотека.
В 1836 году в станице Митякинской появилось церковно-приходское
училище для мальчиков и девочек. При нем была организована библиотека.
Дьяконовское церковно-приходское училище находилось вблизи церкви,
там же находилась и библиотека. Насчитывала она около 400 экз. Книги были
церковного характера, в хороших переплетах и в полной исправности. Хранились
книги в шкафах. Учителями и наставниками были священники: отец Петр Лавров, отец
Александр Лепорский. В училище принимались дети только зажиточных казаков.
Библиотеку посещали богатые и грамотные казаки.
В Донских Епархиальных Ведомостях № 1 от 1 января 1891 года сообщается
о наличии библиотеки при храме во имя Рождества Христова ст. Митякинской.
В 1902 году в библиотеке церковно-приходской школы появилась и такая книга
«Устав внутренней службы». Эта уникальная книга являлась пособием для
подготовки к военной службе. Она содержала: устав внутренней службы,
обязанности военнослужащих в отношении к начальствующим лицам, устав
дисциплинарный, гарнизонный, строевой кавалерийской службы, спешных казачьих
частей, боевые действия конницы, устав полевой службы и т.д. В 1914 году эта
книга принадлежала некоему Чеботову Дмитрию, служившему в 27 полку, в этом
же году он и его станичники ушли в поход.
В 1902 году церковно-приходское училище было перенесено на место
нынешней средней школы. Однако, третья часть митякинцев оставалась без-
грамотной. В 1906 году в станице открылось двухклассное училище с 4-летним
образованием и четырьмя учителями.
В 1910 году из двухклассного оно было преобразовано в 4-х классное.
По-прежнему в ней учились дети богатых казаков и книгами библиотеки Поль-
зовались только они.
В 1915 году училище стало высшим смешанным учебным заведением.
В библиотеке появились книги по рукоделию, о природе, появились учебники
по грамматике, арифметике, ботанике и др. С этого библиотекой могли пользоваться
все станичники без исключения, но с ограниченным сроком пользования. На базе
библиотеки и училища проводились литературные вечера, концерты, спектакли.
Организаторами были П.А. Луговая, Н.Ф. Рукин, А.Ф. Черкашин.
В 1918 году открываются старшие классы гимназии, программа равнялась
семилетней школе. Директор гимназии Миртов А.В. продолжал пополнять имею-
щуюся библиотеку разнообразной литературой. Были привлечены преподаватели –
И.В. авельев, А.И. Микроторов, доктор Рудаков, учащиеся.
В 1919 году библиотека сгорела. Через год в старом клубе вновь орга-
низовывается и вновь односельчане несут книги в общее пользование.
Организатором была делоуправитель Староскольцева Прасковья Ивановна.
Под руководством Миртова А.В. учащиеся собирали казачьи песни, послоцицы,
загадки. При нем была написана пьеса на тему казачьего быта «Лушина доля».

« Церковь во имя Рождества Христова, именуемая в исторических
церковных документах Христорождественская церковь, расположена в
Тарасовском районе станице Митякинской. В ее старом историческом центре.
В очерке о древних донских храмах А.А. Кириллов сообщает: «… в 1730 году …
находилась деревянная церковь в станице Митякинской Христорождественская…
и далее: «древняя деревянная церковь в станице Митякинской в 1783 году
сделалась настолько ветхо., что граждане станицы вынуждены были заложить
новую каменную, которую в этом году они и заложили в честь Рождества
Христова, с приделом во имя Святой мученицы Параскевы Пятницы, церковь
была освящена в 1794 году».
Как указывают архивные документы, каменное здание Христорождественского
Храма с колокольней построено в 1786 году «по усердию и на средства прихожан»,
с двумя приделами: главный, во имя Рождества Христова, а другой – придельный
(справа) – во имя Святой мученицы Параскевы нареченная Пятница».
Здание церкви во имя Рождества Христова ст. Митякинской конца 18 века
является памятником истории и культуры областного значения, древним
общественным духовным центром донского православия. Созданный в стиле
позднего барокко, храм представляет редкий образец церковной архитектуры
второй половины 18 века, восходящий к столичным образцовым проектам
М.Г. Земцова и С.И. Чевакинского.
В 1911 году церковь была уже «малопоместительна по числу прихожан, в
приходе насчитывалось 3421 жителей, мужских и женских, у священника и
диакона были свои собственные деревянные дома, в станице.
Здесь находилась:
- каменная часовня в память спасителя государя Александра Второго;
- две деревянные часовни;
- мужское приходское одноклассное училище (основанное как светское,
к концу века стала приходским);
- женское 3 разряда училище.
Об убранстве церкви говорят письма в правительствующий Сенат крестьянина
Ивана Арнаутовского, заподрядившегося поновить в тамошней Христорождественской церкви икон числом не менее ста штук с зарплатою ему
всего 871 рубль 50 копеек серебром.
Из этих документов следует, что алтарная апсида была закрыта высоким
многоярусовым иконостасом и в церкви находились древние иконы, история
одной из них не умерла – это чудотворный образ «греческого письма» святой
мученицы Параскевы Пятницы – икона, наиболее древняя и ценная. Благочинный
Митякинского округа писал, что «с древних времен все христиане окрестных
городков и сел почитают икону чудотворную и ежегодно в десятую пятницу по
пасхе бывает в ней на поклонение великое стеснение народа, причем есть есть
достоверный слух, что совершаются … излечения болезней».
Вероятно, именно этот чудотворный образ в начале 18 века явившийся на
дубе двум девушкам (на месте явления забил святой источник), в дальнейшем
почитается прихожанами всех окрестных мест и для него была построена в 1903-1905
годах специальная, богатоукрашеная деревянная двухъярусная церковь на каменном
основании Святой Мученицы Параскевы Пятницы.
Архивные документы показывают, что храм во имя Рождества Христова
был главным и единственным храмом Митякинского благочиния, духовным и
общественным центром станицы и близлежащих хуторов и городков, к нему
прирастали первые очаги просвещения, широко праздновались великие и местные
церковные праздники, связанные с чудотворением древней Митякинской
святыни-иконы во имя Святой Мученицы Параскевы. В альбоме чертежей и
планов древних донских церквей облик храма, позволяющий восстановить
утраченные архитектурные элементы. Автор проекта церкви исходил из
традиционного типа московских трехчастных храмов 17 века. Подобно им
Христорождественская церковь состояла из основного помещения – высокого
четверика квадратного в плане и поставленного на него восьмерика. К четверику
с запада примыкает прямоугольная в плане трапезная, а с востока – апсида.
Традиционным являлось и расположение колокольни над входом. Внутреннее
убранство церкви, выдержанное в традиционном православном каноне с
определяющей ролью многоярусного иконостаса, до нашего времени не
сохранилась. Вблизи храма и теперь находятся церковные постройки – кирпичные
здания караульни, лавок и др.
Несмотря на значительные разрушения и утраты, которым подверглось здание
церкви, оно и сейчас отличается благородством архитектуры, живописным
сочетанием объемов и хорошо найденным силуэтом.
В настоящее время состояние памятника аварийное – физический износ
стен и перекрытий – до 70 процентов, утрачены завершения и элементы
архитектурного декора, заполнения дверных и оконных проемов…»

«Культура Дона». 2005 года.

ЛОБОВ ГРИГОРИЙ ПЕТРОВИЧ.
ГЕНЕРАЛ-МАЙОР.

Родился 19 ноября 1878 года. Из казаков станицы Митякинской области Войска
Донского. Лобов получил образование в учительской семинарии и Новочеркасском
казачьем юнкерском училище. В офицеры произведен в 1903 году и зачислен в 30-й
Донской казачий полк. Участник первой мировой войны, гражданской и второй мировой
войн.
Сотник (1907 г.)
Подъесаул (1910 г.)
Награжден Георгиевским оружием за то, что будучи подъесаулом 26-го Донского
казачьего полка, 6 ноября 1914 года на разведке, ведя сотню лавою на дер. Кремпа и,
будучи встречен сильным ружейным огнем полуэскадрона немцев из окопа, расположенного в дефиле, между господским болотом, с одной стороны, и густым,
непроходимым для конного строя молодняков – с другой, спешил сотню и, завязав
перестрелку, лично с пятью казаками верхом пробрался по обстреливаемой опушке
леса к флангу окопа и первым преодолевая канавы, бросился в атаку на полуэскадрон
противника, опрокинул его и обратил в бегство, причем 7 немцев было порублено и 6
взяты в плен».
Есаул (1916), войсковой старшина (1916), полковник (1917). В 1918 году вступил
в ряды Донской армии. 1 апреля 1919 года произведен в генерал-майоры. В 1919 году
начальник отряда гвардейской бригады. В октябре 1919 года – командующий 1-й
Донской конной дивизии. С 24 октября 1919 года по февраль 1920 – начальник 4-й
Донской конной дивизии. В русской армии в донском офицерском резерве. Председатель суда при штабе Донского корпуса. В октябре 1920 года – инспектор тыла Донского корпуса до эвакуации Крыма. Был на острове Лемнос.
С 1921 года в Болгарии, в городе Пловдив, где возглавлял колонию белоэмигрантов в качестве командира 3-го Донского казачьего Каледино-Назарьевского
полка (до начала второй мировой войны). Во время второй мировой войны работал
чиновником на табачных складах города Пловдива.
16 сентября 1944 года схвачен сотрудниками контрразведки «Смерш» 37-й
советской армии и этапирован в город Стара-Загора на допрос, откуда отправлен в
Москву в военную тюрьму Лефортово. Затем Бутырка. Суд. Десять лет за контрреволю-
ционный террор. Сибирский лагерь в поселке Бирикчуль Тисульского района, Кемеровской области. Здесь 18 декабря 1948 года донской казак, генерал, храбрейший воин, Георгиевский кавалер Григорий Петрович Лобов умер от «паралича сердечной
мышцы».
«Генерал Григорий Петрович Лобов являл собой классического офицера старой
императорской русской армии и казака-добровольца Белой Армии. Это был русский
богатырь без страха и упрека, храбрейший и доблестнейший христолюбивый воин.
Счастливы те, кто с ним и под его начальством служили. Он был настоящий русский
патриот». (Из письма председателя РОВС и Дроздовского объединения, атаман
Общеказачьей станицы Вашингтона (США) капитана В.Н. Буткова О.Н. Лобова от 18
марта 1998 года (на Пасху).

О.Н. Лобов.
Донцы ХХ века. Офицеры-донцы. 2004 г. стр. 153-154.

ЛОБОВ АНДРЕЙ АВСЕНТЬЕВИЧ.

Родился около 1870 года в станице Митякинской. Донской миллионер, угле-
промышленник и пионер электрификации Донецкого бассейна. Родился в небогатой
казачьей семье окончил станичную школу и, потеряв отца, четырнадцати лет от роду
определился канцеляристом станичного правления. Через три года перевелся на ту
же должность канцелярского служащего в управление Сунжинского металлургического
завода. Одновременно продолжал учиться, пользуясь услугами студентов из числа
заводских практикантов и скоро занял место помощника бухгалтера.
После четырехлетнего пребывания на военной службе, возвратился из полка в
звании урядника и принят на место кассира в том же заводском управлении, а потом
назначен бухгалтером.
В критический для фирмы момент, когда предприятию грозило банкротство,
Лобов предложил владельцу Д. Пастухову свой план реорганизации, принял от него
управление заводами и ликвидировал кризис. За эту помощь Лобов получил от
владельца крупную денежную награду и пять лет состоял помощником управляющего
отделением Волжско-Камского банка в Ростове-на-Дону. С этого поста перешел на
место главного управляющего шахтами Н. Карнеева с правом на 25 процентов чистой
прибыли. Успешное руководство и годы повышенного спроса на уголь сделало его
обладателем крупного капитала, который дал ему возможность начать эксплуатацию залежей антрацита на свой риск.
Постепенно расширяя деятельность, Лобов основал в 1908 году акционерное
общество «Ясиновские рудники», а одновременно приобрел для себя лично другие
угленосные земли. Так что в 1912 году на линии Дебальцево-Зверево Екатерининской
железной дороги появилась станция Лобовской шахты. В 1915 году Лобов организовал второе общество по эксплуатации донецких недр «Андреевскую Антрацитно-угольную
компанию».
Со всем этим Лобова непрерывно занимал вопрос более целесообразного исполь-
зования угольной мелочи – штыба, частиц угля размером от песчинки до ¼ дюйма.
В некоторых случаях при сортировке угля отходило штыба до 30 процентов, а покупатели
платили за него в 12-15 раз меньше, чем за крупный антрацит. Вместе с тем, опыты,
начатые в 1913 году показали, что штыб при сжигании дает полезного тепла почти 70
процентов того, которое выделяется при сжигании крупного антрацита и Лобов решил
при помощи специальных механических установок, превратить эти угольные отходы в
электрическую энергию. Его проект «Электрическая Компания Донецкого бассейна»
нашел поддержку в финансовых кругах, а к 1916 году был одобрен и русской властью.
Летом того же года началась техническая разработка планов и подготовка
денежных фондов для их осуществления. Проект начал проводиться в жизнь, причем
наступившая в октябре 1917 года смена русской власти собрала все главные действующие силы этого предприятия в столице казачьей державы – Новочеркасске.
Тут при содействии Донского правительства дело обещало развиться в грандиозную
электрификацию всего южного Дона.
Летом 1918 года принял деятельное участие в основании Совета съезда
донских горнопромышленников, он был избран членом его правления и много потрудился
при создании «Донского Горнопромышленного общества внутренней и вывозной
торговли и «Юго-Восточного промышленного банка», экономической базы и своего
рода Государственного банка, только что созданного Юго-Восточного союза,
политического объединения Дона с Северным Кавказом. Банк возглавил Н.Е. Парамонов
и его заместитель Лобов, который вместе с сыном приобрел контрольный пакет ( 50
процентов ) акций этого начинания.
После гибели Донской казачьей республики прекратили свое существование
и все предприятия, созданные Лобовым или при его участии. Он потерял все свои
капиталы. Но большевистская революция отобрала от этого донского урядника,
самородка донской экономики, вышедшего из народной гущи, не только его благо-
приобретенное состояние, но и славу пионера донецкой электрификации: проект
лобовского энергетического центра на Донце продолжен и расширен новой русской
властью в качестве одного из достижений «ленинской электрификации».
В 1920 году Андрей Авксентьевич Лобов с небольшими остатками прежних
капиталов эмигрировал за границу, где вскоре и умер.

ЛОБОВ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ.

Петр Андреевич Лобов родился в 1890 году в станице Митякинской, сын
Лобова Андрея Авксентьевича. Специальное экономическое образование получил
в Англии и после этого стал помощником своего отца во всех его смелых и широко
задуманных начинаниях. Все отцовские проекты выполнялись по его теоретическим
разработкам и при его деятельном участии. Он состоял членом правления «Донского
Горнопромышленного общества», был одним из директоров «Электрической Компании
Донецкого бассейна», а также одним из директоров Юго-Восточного промышленного
банка.
Выехав за границу в 1920 году он пытался и в эмиграции продолжать прежнюю
предпринимательскую деятельность. Но крупные капиталы, вложенные когда-то его
отцом в один из лондонских банков, удавалось возвращать только малыми дозами,
которые поглощались дальнейшими судебными процессами, начатыми для получения отцовского наследства, «замороженного» в Англии.
17 марта 1958 года, при образовании Донского правительства в изгнании,
атаман П.Х. Попов, поручил Лобову заведование Отделом внешних сношений. Здесь
Лобов проявился как националист по взглядам и горячий казачий патриот. Он старался
заинтересовать руководящие круги США судьбами своего страдающего народа и поставил себе задачей добиться признания Донского атамана П.Х. Попова законным
представителем интересов казачьих политических обществ. Он считал, что на родной
земле из всех казачьих войск одно только Всевеликое Войско Донское приобрело
фактический и юридический статус республики с установленным конституционным
строем. А благодаря тому, что генерал П.Х. Попов получил титул Походного атамана
от Народного собрания – Круга еще дома, древняя традиция давала ему право
представлять и другие казачьи политические общества, хотя и не успевшие закрепить
свои конституции, но подписавшие договор Юго-Восточного союза, объединившего Дон
с Кубанью, Тереком и Астраханью.
С этими выводами он ознакомил представителя Государственного департамента
США, но завершить поставленных себе целей он не смог. Не успел он также отсудить
свои миллионы и умер бедняком в Нью-Йорке 28 ноября 1962 года. Погребен за счет
местных казачьих организаций на их участке кладбища РООВА.

Казачий словарь-справочник,
сост. Г.В. Губарев, редактор-издатель А.И. Скрылов,
1968 год, стр. 140-141.

Фетисов Александр Андреевич
(24 августа 1905 г. – 23 апреля 2004 г.)

«23 апреля 2004 года в США в возрасте 98 лет скончался и был похоронен
на кладбище Рок-Крик в Вашингтоне один из последних патриархов казачьего
зарубежья, казак станицы Митякинской, Области Войска Донского, инженер Александр
Андреевич ФЕТИСОВ…
Выросший в славившейся благолепными храмами, учебными заведениями и
необычайной красотой окружающей природы станице Митякинской, переживший
трагические события кровопролитной гражданской войны и раскулачивания родных и
близких, А.А. Фетисов с семьей в конце второй мировой войны оказался в беженских
лагерях в Польше и Германии. А в 1950 году семья прибыла в США, где А.А. Фетисов
жил и работал, в основном, в Вашингтоне.
В то время в Вашингтоне у русских беженцев не было своей церкви и А.А.Фетисов,
проявив инициативу, нашел необходимый земельный участок, разработал архитектурно-
планировочное решение и изготовил макет храма, закладку которого в 1956 году совершил
митрополит Анастасий.
В течение двух лет А.А. Фетисов возглавлял строительный отдел, занимавшийся
возведением храма, строительство которого было завершено в 1958 году. А при нем
был построен церковный дом, что позволило настоятелю жить при церкви, а прихожанам,
старейшим из которых и одним из основателей прихода был А.А. Фетисов, иметь и по
сей день помещение, для приходской общественной деятельности и школы. Пусть
будет пухом митякинскому казаку Александру Андреевичу Фетисову земля далекой
Америки».

«Приазовский край». 2004. Апрель.

Кербицкая Нина Андреевна
(1888 г. – 1981 г.)

Н.А. Кербицкая (Югославия – США) – казачка станицы Митякинской,
Области Войска Донского. Нина Андреевна Кербицкая, урожденная Грекова. Ее
стихи и рассказы публиковались в газете «Русская жизнь» (США); автор небольшого
сборника стихов.


р. Северский Донец.

Прикрепления: 6556213.jpg(108Kb) · 7323168.jpg(113Kb) · 3935778.jpg(124Kb)


Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Помни, ковчег был построен любителем. Профессионалы строили «Титаник».
 
lexxДата: Воскресенье, 09.11.2008, 19:07 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 295
Репутация: 2
Статус: Offline
История Митякинской библиотеки.

Станица Митякинская – одна из старейших станиц на Северском Донце. В середине 16 века крымские татары сожгли находившийся здесь стан казачьего атамана Мотляка. Согласно преданию от него и получил название городок, впервые упоминаемый в 1571 году. Однако в тех местах люди селились с глубокой древности. В юрте станицы, близ хутора Головского, Средне-Дубовского, Еланского находили медные стрелы, древние монеты, статуэтку из желтого металла. В юрте было древнее городище Митякин кладезь.
Первое место для поселения оказалось неудачным и в 1697 году
казаки перебрались на нынешнее место. Занимавшиеся сыском беглых на Дону в 1703 году стольники Михаил Пушкин и Максим Кологривов доносили царю Петру Первому, что в городке Митякине живет 95 человек.

С 1730 года упоминалась православная деревянная Христорождественская церковь, когда она обветшала в 1783 году заложили каменную, двухпрестольную, с пределом в честь Параскевы Пятницы. Эту святую митякинцы особо чтили, в храме имелась явленная икона. Согласно преданию, в 1727 году когда свирепствовала моровая язва, две девушки, проходя по лесу, увидели на дереве икону
Параскевы Пятницы. Услышали голос: «Идите в деревню и скажите священнику и народу, чтобы они с этой иконой обошли вокруг станицы». Так было и сделано. Впоследствии ежегодно устраивали крестный ход в десятую пятницу после Пасхи в часовню на месте явления иконы. Иконы отправили в Воронеж, а копия осталась в станице. В ризнице церкви имелось:
Служебник – 1725 года.
Требник – 1732 года
Минея месячная – 1724 года
Евангелие учительское – 1697 года.
Проповеди Гедеоновы – 1706 года.
Пролог – 1626 года.
Устав церковный 1713 года.

В 1836 году в станице Митякинской было образовано церковно-приходское училище для мальчиков и девочек. При нем была организована библиотека. Дьяконовское церковно-приходское училище находилось вблизи церкви, там же находилась и библиотека. Насчитывала она около 400 экз. Книги были религиозного характера, в хороших переплетах и в полной исправности. Хранились книги в шкафах. Учителями и наставниками были священники: отец Петр Лавров, отец Александр Лепорский. В училище принимались дети только зажиточных казаков. Библиотеку посещали богатые и грамотные казаки.
В Донских Епархиальных Ведомостях № 1 от 1 января 1891 года сообщается о наличии библиотеки при храме во имя Рождества Христова ст. Митякинской.
В 1902 году в библиотеке церковно-приходской школы появилась и такая книга «Устав внутренней службы». Эта уникальная книга являлась пособием для подготовки к военной службе. Она содержала: устав внутренней службы, обязанности военнослужащих в отношении к начальствующим лицам, устав дисциплинарный, гарнизонный, строевой кавалерийской службы, спешных казачьих частей, боевые действия конницы, устав полевой службы и т.д. В 1914 году эта книга принадлежала некоему Чеботов Дмитрию, служившему в 27 полку, в этом же году он и его станичники ушли в поход.
Примечательной личностью в станице был Лобов Андрей Авсентьевич. Родился он в Митякинской в 1870 году, донской миллионер, промышленник и пионер электрификации Донецкого бассейна. По ходатайству попечительства он внес сумму денег на приобретение книг для библиотеки при церковно-приходской школе.
Появились томики Пушкина, Лермонтова и другая светская литература.
В 1902 году церковно-приходское училище было перенесено на место нынешней средней школы. Однако, третья часть митякинцев оставалась безграмотной. В 1906 году в станице открылось двухклассное училище с 4-летним образованием и четырьмя учителями.
В 1910 году из двухклассного оно было преобразовано в 4-х классное. По-прежнему в ней учились дети богатых казаков и книгами библиотеки пользовались только они.
В 1915 году училище стало высшим смешанным учебным заведением. В библиотеке появились книги по рукоделию, о природе, появились учебники по грамматике, арифметике, ботанике и др. С этого времени библиотекой могли пользоваться все станичники без исключения, но с ограниченным сроком пользования. На базе
библиотеки и училища проводились литературные вечера, концерты, спектакли. Организаторами были П.А. Луговая, Н.Ф. Рукин, А.Ф. Черкашин. К сожалению, очень трудно установить каков был фонд библиотеки, но что он стал более интересным подтверждают воспоминания жителей станицы.

Из воспоминаний старейшего жителя станицы Митякинской Ткачева А.П.: «В 1917 году в станицу пришла весть о февральской, а затем и октябрьской революции. Станичники думали-гадали, что означают эти революции. И как же жить без царя? Фронтовики-казаки Криушов Петр, Староскольцев Иван, Ковалев Евграф и другие пытались нам объяснить преимущества советской власти. Сразу образовались два лагеря. С одной стороны казаки-бедняки, с другой – богатые, домовитые казаки. Станица гудела как растревоженный улей».
В марте 1918 года в станице официально утверждена советская власть. В этом же году открываются старшие классы гимназии, программа равнялась семилетней школе. Директор гимназии Миртов А.В. продолжал пополнять имеющуюся библиотеку разнообразной литературой. (Жуковский, Лесков, Майков Тургенев, Успенский и др.). Были привлечены преподаватели - И.В. Савельев, А.И. Микроторов, доктор Рудаков, учащиеся. До июня 1919 года жизнь в станице была мирной. В июне станица Митякинская вновь оказывается в руках белого движения казаков, в декабре 1919 года вновь переходит к красным. Во время боев библиотека полностью сгорела (1919 г.).
В этой неразберихе нужно было налаживать жизнь. Станичники практически остались без лошадей, не хватало орудий труда для обработки земли. Вновь созданные комбеды отбирали землю у кулаков, раздавали ее населению по количеству едоков в семье.
В октябре 1921 года в станицу прибыл и был расквартирован 15-й Самарский стрелковый полк. Командир полка Гостев и военный комиссар Рождественский совместно с местными коммунистами развернули большую воспитательную работу по политическому воспитанию населения. В 1921 году станице была открыта изба-читальня , фонд которой насчитывал всего несколько десятков книг. В этот период в станице была организована и полковая библиотека. И как пишет в своих воспоминаний Ткачев А.П. «была даже организована маленькая студия при избе-читальне». Заведовала в то время избой-читальней Пономарева Евдокия Константиновна. На огонек собирались станичники: Евдокия Константиновна пересказывала последние новости, читала вслух газеты, отрывки из книг, велись политинформации. Изба-читальня была главным источником информации для станичников. Под руководством Миртова А.В. учащиеся собирали казачьи песни, пословицы, загадки. При нем была написана пьеса на тему казачьего быта «Лушина доля». Большую помощь в организации библиотеки оказала работавшая тогда делоуправителем Староскольцева Прасковья Ивановна.
1923 году изба-читальня продолжает функционировать и пополняться литературой. При ней организовывается драмкружок, которым руководят и участвуют в нем преподаватели И.В. Савельев, А.В. Миртов, доктор Рудаков, учащиеся.
В библиотеке находился учебный пункт по ликвидации неграмотности среди населения, велись различные заседания вновь создаваемых обществ (общество борьбы с сусликами летом, женотдел, выпускалась стенгазета, которая называлась «Легкая кавалерия» - еженедельно).
В избе-читальне проходил траурный митинг 21 января 1924 года. В Митякинскую пришла телефонограмма о смерти В.И. Ленина. Текст телефонограммы был зачитан председателем Митякинского волисполкома тов. Риновым, а местный поэт Исаев А.П. прочитал стихотворение, посвященное памяти В.И.Ленина
С 1924 года начинается рост коллективных хозяйств, основанных на надельной земле (прежде они возникали на бывшей земле зажиточных казаков, а также на казенных землях). Членами колхозов становились не только крестьяне, но и казаки. Основным типом коллективных объединений на Дону в конце восстановительного периода стали товарищества по совместной обработке земли ТОЗы.
В 1929 году в станице было организовано товарищество по совместной обработке земли. Первым председателем ТОЗа был избран двадцатипятитысячник Иванов.
Широко была развернута программа по борьбе с неграмотностью. При библиотеке станицы Митякинской был организован ликбез. Здесь проводили занятия с неграмотными казаками комсомольцы, учителя. В этом году в библиотеке выходит стенная газета «Колхозник». Редактором был избран Исаев А.П.
1930 год - в станице открыт ветеринарный пункт, электростанция, получены два трактора «Фордзон, успешно выполнен первый хозяйственный план. А в избе-читальне был установлен 4-х ламповый радиоприемник. Его установил лично начальник отделения связи Щербаков Иван Васильевич.
В 1931 году при избе-читальне создается мини-театр «Темп», а в клубе появилась киноустановка. Библиотека совместно с киномехаником обслуживала и полевые станы, и животноводческие фермы. Сначала лекция, а потом фильм, который демонстрировал первый киномеханик станицы Митякинской комсомолец Пашенцов Григорий.
Из воспоминаний Ткачева А.П.: « В 1933 году наша библиотека получила книгу «Поднятая целина» М.А. Шолохова. Каждый день, после трудового дня усталые мы шли в избу-читальню, чтобы послушать роман о нашей жизни. Такой трудной и непонятной…».
Трудилась, училась, жила станица Митякинская. Год за годом, стремясь улучшить благосостояние своей Родины. На переднем крае всегда были политработники, коммунисты, комсомольцы, активисты.
22 июня 1941 года мирная жизнь оборвалась. На фронт ушло почти все мужское население станицы. Готовились к уборке урожая и строили оборонительные блиндажи. В июле 1943 года Митякинская была оккупирована.
Из воспоминаний Ткачева А.П.: «В первых числа июня 1942 года в связи с наступлением немецко-фашистских захватчиков были вывезены из станицы документы партийного и советского актива. Выехали политработники по направлению к Волге… На другой день – казаки, затаившиеся от советской власти устроили хулиганский погром библиотеки. Книги были выброшены на улицу, разорваны и сожжены. Вернулись кулаки, которые открыто ждали немцев…».
В январе 1943 года станица была освобождена. Восстанавливалось разрушенное хозяйство.
Из протокола заседания Тарасовского исполкома райсовета от 10 апреля 1943 года: «… Заведующему районо И.А. Сидоренко не позднее 20 апреля 1943 года восстановить работу изб-читален. В каждой избе-читальне организовать библиотеки текущей политической, художественной литературы. Привлечь к сбору литературы на месте комсомольские и пионерские организации и сельский актив.»
Из протокола заседания Тарасовского исполкома райсовета 25 октября 1943 года: «До июля 1942 года в районе работало 14 изб-читален. После оккупации района работают – Красновская (избач Бесполудин), Митякинская (Староскольцева), Еланская, К-Липовская, Т-Россошанская, Тарасовская, Дячкинская.
Библиотеку пришлось восстанавливать заново. В бывшем здании клуба выделили одну комнату, и удалось собрать всего … три десятка книг. Но и они радовали станичников. Уцелели томик Пушкина, роман Шолохова «Поднятая целина», несколько журналов и газеты. И вновь жители станицы несут книги для пополнения библиотеки. До 1959 года библиотека находится на прежнем месте, а в 1959 году библиотеку перевели в здание бывшего суда, сегодня она находится в здании Митякинского Дома культуры.
В течение нескольких лет трудились в библиотеке Т.Я.Кузюбердина, А.А. Соловьева, Л.А. Пермякова, А.Ф. Чернокол.
В разное время библиотеку посещали писатель Михаил Алпатов (его роман «Горели костры» читали все станичники), доктор ветеринарных наук Василий Степанович Рягузов, это он изобрел вакцину от бруцеллеза, Борис Романович Токмачев возглавлял Ростовскую геологоразведочную экспедицию. Это его ученики открыли месторождения нефти и газа в Тарасовском районе, Николай Иванович Воротынцев, доктор филологических наук, преподавал в одном из вузов Москвы.

Сегодня, как и всегда работники (как станичной библиотеки, так и учебной) Н.И. Жежук, Н.А. Краснощекова, Л.И. Згода проводят утренники, тематические вечера, беседы, организуют выставки и обзоры, различных периодических изданий, знакомят с историческими материалами. В библиотеке работает клуб «Казачка» , где сохраняются традиции казаков станицы Митякинской.
Меняется время, меняются и формы работы библиотеки. Важное место в настоящее время имеет работа по возрождению национальной культуры, традиций, обычаев. Наталья Ивановна Жежук ведет большую работу по сбору материала для краеведческого уголка. С этой целью были расспрошены местные жители. Старожилы рассказывают о забытых названиях хуторов, ручьев, холмов, наиболее распространенных фамилиях в этих местах. Благодаря совместным усилиям к юбилею станицы Митякинской в библиотеке была оформлена большая выставка «Станица наша родная». Здесь были представлены фотографии, документы, экспонаты, рассказывающие о прошлом и настоящем Митякинской. Наиболее полно собранные материалы повествуют о ветеранах Великой Отечественной войны, а также о тех, кто не вернулся с полей сражений.
С большим успехом в библиотеке проходят выставки местного художника Обухова Григория Зиновьевича. Все его картины посвящены истории казачества. Выставлялся он и в станичном краеведческом музее.
В целях активизации краеведческой работы в библиотеке проводятся различные игры, организуются экскурсии, устраиваются театрализованные праздники (День рождения станицы, праздник Покрова и др.) И еще в Митякинской много лет существует фольклорный ансамбль «Рябинушка» под руководством заслуженной артистки России Лилии Николаевны Ильинской. Этот ансамбль много и плодотворно сотрудничает с библиотекой, а сама зав. библиотекой Н.И. Жежук является его активной участницей. В 2001 году «Рябинушка» принимала участие в фестивале «Шолоховская весна». И жюри, и зрители отметили высокое мастерство грамотой и дипломом.
Активно библиотека участвует в учебном процессе. Ее услугами пользуются учащиеся средней школы и студенты профессионально-технического училища.
Литература приобретается целенаправленно. Сегодня фонд Митякинской сельской библиотеки насчитывает 23 570 единиц. За год в библиотеке насчитывается 8040 посещений, 970 митякинцев являются постоянными читателями.
Библиотека – место общения всех, кто любит книгу. А книга – это источник знаний и культуры.

Литература:
Епархиальные Ведомости № 1 от 1 января 1891 года.
Казачий словарь-справочник/ Сост. Г.В Губарев, А.И. Скрылев. – 1968, стр. 140-141.
Воспоминания Ткачева А.П., старейшего жителя станицы Митякинской.
Протоколы заседаний Тарасовского исполкома Райсовета. – Архив Тарасовского района.
«Рябинушка» певучая. – Приазовский край. – 2002.
День рождения станицы. – Родная сторона. – 20 сентября 2005 года.
Культура Дона. – 2005.

Зав. краеведческим отделом
Тарасовской ЦБ О.М. Мироненко.

тел. (86386) 32-6-79


Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Помни, ковчег был построен любителем. Профессионалы строили «Титаник».
 
Тарасовский форум » Основные форумы » Жизнь Тарасовки » Станица Митякинская (История образования станицы)
Страница 1 из 11
Поиск:

.